2-20 июля 2002г. Алтай
фотоотчет стр.44
главная страница

метров из за сильного угла наклона и снега, покрывающего камни. Необходимо учесть, что Марк самый опытный из нас "альпинист". Девушки не смогли бы там пройти. По леднику было идти опасно из за большой вероятности схода лавины (следующий день показал, что лавины очень легко сходят). Чтобы пройти по правой стороне, надо было пересечь ледник по его верхушке, что опять-таки опасно.
     Одним словом, ни один из предложенных путей не был безопасным. В случае если группа состояла только из ребят, можно было бы рискнуть спуститься по правой стороне, но с нами шли девушки. Опять-таки никто не знал, что нас могло ждать внизу, смогли бы мы найти место под стоянку до темна.
     Я принял для себя решение возвращаться обратно по протоптанной тропе. Марк по своей врожденной осторожности поддержал идею возвращения. Однако Света с Лерой уперлись и не хотели идти обратно ни в какую. Время шло. Решение не принималось. На часах уже было почти шесть. От бездействия в группе начинала расти паника. Это самое страшное и опасное, особенно в горах. Вот в этот момент и должен был вступить в игру капитан, но Алексей молчал. Вернее он не молчал, а предлагал идти вперед, но не известно каким путем. "Может там, может здесь…"
     Самым логичным, на мой взгляд, в данной

 

ситуации было бы принятие решения капитаном о возвращении. Через некоторое время Леша все же согласился с нами и, группа начала спуск.
     Еще один факт, подтверждающий правильность такого решения- по протоптанной, а значит знакомой и безопасной дороге, мы спускались до первой стоянки чуть больше 3-х часов. Сколько бы мы спускались с другой стороны хребта не известно…
     Почему получилась такая ситуация? На Нижне-Шавлинский перевал Алексей отвел один день. При этом мы должны были за этот день пройти около трех километров до перевальной тропы возле ледника Машей, перейти сам перевал (около 10 км по камням) и спуститься вниз к Верхне-Шавлинскому озеру. Даже если бы мы не добрались до Шавлинских озер, расстояние, которое мы должны были бы пройти составило бы около 15 км, что абсолютно не реально пройти неподготовленной группе. Кроме этого существует еще одна проблема- это время выхода из лагеря. Группа постоянно начинает движение не раньше 11 часов, что ограничивает расстояние почти вдвое. Так же много времени тратиться на обед (около 1,5 часов).
     В результате всех этих факторов вместо одного дня мы потратили два только на то,

 

что доли до перевала (хребта). Еще один мы потратили бы на спуск… Выводы делайте сами.
     В группе каждый должен выполнять свою роль. Есть капитан- он в курсе всех дел и должен принимать решение. Должен быть штурман- он знает о маршруте больше всех, он разведывает дорогу и делает соответствующие изменения в маршруте, он распределяет время и силы на дорогу и отдых.
     Должен быть завхоз- человек, отвечающий за питание, запасы, вещи, стоянки и т.п. Он ведет учет запасов еды и распределяет вес между членами группы.
     Все эти вопросы Леша взвалил на себя , в результате чего ни один из вопросов досконально он решить не смог.
     Маленький совет: не надо пытаться казаться самым необходимым и опытным человеком в группе, взваливая все на свои плечи (в прямом и переносном смысле)… Гораздо лучше будет если опытность проявится в трезвом и логическом принятии решения об организации похода, правильном распределении обязанностей.

     День одиннадцатый
       12.07.02  9:25

     Отдых закончился. Пора в дорогу. Все уже давно встали, позавтракали и теперь

     
предыдущая страница   следующая страница
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60