13 октября 2001г. 1-й прыжок с парашютом.
рассказ
главная страница

Место прыжка:

Московская обл., г.Подольск, д.Кузнечики, 2-й МГАК

Участники:

Виталий Круглов, Даниил Киреев, Михаил Климов и Лена (фамилию не знаю)

     Из микромира в макромир…
     Или оглушающее спокойствие…

      13 октября 2001 года небольшая группа из юношей и девушек испытала свой разум на крепость совершением парашютного прыжка. Они стали не парашютистами, но узнавшими небо…

Не хочу писать банальных вещей, но никуда от этого не деться, постулат первый: передать словами, стихами, жестами или другими способами выражения ощущения от первого прыжка с парашютом не возможно. Кстати, это понимаешь только после прыжка, до этого все кажется достаточно простым.

     Пишу эти строки только на второй день после переживаний. С одной стороны хорошо, что именно сейчас, а не сразу это делаю. Описать уровень адреналина в крови невозможно, хотя бы потому, что мало кто представляет себе, что это такое. В основном его повышенное количество в крови ассоциируется с агрессивностью, злобой и т.д., но вспомните, скажем, американские горки. Во время самого крутого и быстрого-слета-с-вершины-в-моей-жизни мало кто из нас думает об агрессии или о страхе, это и есть чистый адреналин. Вспомните, смогли бы вы тогда написать письмо или рассказ о том, КАК это было? (Если чувство беспредельного восторга и возбуждения от прыжка с парашютом или американских горок вам не ведомо, то просто попробуйте. За подобие может сойти и очень большая скорость при езде на очень спортивном мотоцикле.)

     Вкратце опишу технологию. Начнем с того, что все новобранцы проходят инструктаж, это незыблемо. Во время лекции вы узнаете понятия воздухоплавания, принципы земного тяготения и теорию относительности. Вообще, содержание выступления инструктора, а это обязательно будет очень опытный мужчина средних лет, сильно различается в зависимости от места совершения прыжка. В любом случае, пересказывать в лучшем случае 30 минутную речь нет смысла, услышите все сами. Остановлюсь на практической теории:

     Я, вместе с товарищами совершал прыжок на парашюте Д-6. Площадь купола – 83 м.кв. (Купол, так парашютисты называют парашют, так что если хотите показаться опытным, то ни в коем случае не говорите парашют :). Длина строп – 9 метров.

     Во время инструктажа я был несколько смущен необходимостью открывать парашют вручную дергая за кольцо. Но потом, немного разобравшись в его устройстве, все сомнения по поводу надежности отпали сами собой. Суть: после выброса из самолета вы должны дернуть за кольцо, конечно только в том случае если еще не заказали себе похоронный обряд по полной программе. Именно этот момент меня и смутил, «Я, конечно, понимаю, что дернуть за кольцо много ума не надо, но мало ли что… Все таки в первый раз, вдруг сознание потеряю и т.д.». Оказалось, что в учебных парашютах предусмотрены все случаи, даже такие. После выброски у вас есть только 5 секунд на то, что бы принять (или не принять) решение о раскрытии, потом с помощью специального таймера кольцо выдернется автоматически и парашют понятное дело раскроется в любом случае. Однако, как говорят опытные дядьки со щетиной на лице, всякое бывает…

     Именно поэтому в комплект к каждому прыгающему камекадзе прилагается запасной парашют или запаска. Принцип его действия тот же, что и у основного: дергаете кольцо и перестаете лететь впереди своих товарищей. Даже кольцо одинаковой формы. Говорят, были случаи, когда при выходе из самолета люди превращались в зомби… Так вот, если это как вы себя не подбадривали все же случилось именно с вами и вы чувствуете, что ваша активность как парашютиста во время прыжка очень не многим отличается от движений падающего мешка картошки, то и об этом позаботились конструкторы славного парашюта Д-6. У запаски тоже есть специальный прибор, открывающий ее на высоте 300 метров. К слову с высоты 300 метров вы в зависимости от аэродинамики тела, а еще больше в зависимости от, так сказать упитанности, будете лететь всего 5-6 секунд. В принципе, этого вполне достаточно, что бы основательно… поседеть :)

      Инструктаж штука полезная, однако, еще более полезная во время прыжка практика, ей нам и пришлось заняться. Отработка приземления, а главное, это чтобы ноги во время касания земли были вместе и ступни параллельны, занимает приблизительно 5-10 минут и заключается, как это не банально, в прыжках с различной высоты, вплоть до 2 метров. Кстати, авторитетные источники информируют о том, что приземление с учебным неуправляемым парашютом равносильно прыжку с высоты 1,4 метра.

     Попробовать на себе ранец с лямками дают всем желающим, прицепиться, отцепиться проблем ни у кого это не вызвало. Оптимизма прибавилось. Обязательная отработка обработки парашюта, т.е. правильное его сворачивание, после приземления отнимает немного времени, приблизительно столько, сколько займет весь прыжок, и уж гораздо меньше, чем свободное падение до земли без него.

     …тут прозвучала команда пойти оплатить инструктаж и все остальное нам предстоящее, это стоило 400 рублей. Радуясь тому, что совсем скоро будем прыгать мы пошли на склад для получения настоящего, моего-супер-парашюта!

     Наверное, некоторым будет довольно интересен вопрос о том, кто же их все-таки складывал? Правда? Мне удалось выяснить, что складывать себе парашют дают всем желающим после 20 прыжка, а готовить его другим только после 30-го. Если вы думаете, что в таком случае они могут и схалтурить, то представьте, как бы вы сами себе его сложили. Думаю, в таком случае прыгунов бы было меньше :) …и больше УЖЕ не прыгунов. А еще можно прикинуть степень ответственности, которую берет на себя человек укладывая купол. Это не менее страшно, чем складывать его себе, а может быть и намного больше…

     Инструктор сказал нам строиться у самолета и начал рассаживать по местам строго по весу. Места в самолете Ан-2 не очень много, только для того, чтобы не очень удобно сесть 18-ти человекам. Ничего более универсального для прыгунов вниз пока не придумано :) Правда его можно использовать конечно не только для этого, ведь у него есть пассажирский салон (!), кабина и грузовой отсек на 1 тонну вещей, скажем, еще для 10 мешков картошки помимо экипажа и пассажиров. Наш боинг был покрашен в серьезный зеленый цвет с красной звездой на хвосте, просто гроза теплых немецких ночей 45-го года.

     Усевшись поудобнее в самолет мы стали ждать. Какого же было надо удивление, когда он после очень короткого разбега плавно оторвался от земли, даже удивиться/испугаться не было времени. Т.е. это совсем не то, что взлетает пассажирский Ту-154 и приятно вдавливает вас в спинку кресла, просто как будто машина средне разогнавшись, внезапно с порядочным шумом полетела (но никто тишины и не ждал).

Часть вторая:

     …Руки в петли! Первый, второй, третий, четвертый! Приготовились!

     Помню только, как ушел, именно ушел, а не выпрыгнул первый товарищ, затем без перерыва второй. Я шел к светлому проему борта самолета совершенно без мыслей. Никакого последнего момента у меня не было, просто вывалился в белую и ошарашивающую высоту… Начало вообще такое и ожидалось, правда если на земле мы представляем как будем «парить» в воздухе эти 3-5 секунды, то все происходит совершенно иначе. Кувыркаясь и не отличая где верх, где низ (а на это даже внимания не обращаешь, знаете, иногда, в шоке, можно смотреть как бы сквозь предметы, не заостряясь на них). Я летел недолго, точенее даже показалось, что свободного падения не было вообще. Дергаешь за кольцо и чувствуешь, как происходит нечто, что-то натягивается и вытягивается, но ты при этом все еще с недоумением разглядываешь окружающую пустоту.

     Через некоторое время, когда я убедился, что уже не падаю, посмотрел на купол, чтобы проверить все ли в порядке. Все было ОК, стропы натянуты и вели вверх к куполу над головой. Есть еще одно отличие Д6 от Д5, это две специальные стропы для вращения парашюта в нужном направлении, их я тоже увидел и обрадовался как ребенок, честное слово. Именно с этого момента началась самая настоящая эйфория, приток непонятный гормонов и кислот прямиком в мозг от чего начинаешь чувствовать и понимать всю вселенную…

     «Запаска! За-пас-ка!», это кричал я, что бы привлечь внимание других к запаске, ведь ее надо расчековать, а не то на высоте 300 метров она сработает автоматически и придется заплатить штраф за выпущенный запасной купол. На самом деле, лететь молча было просто невозможно.

     Обязательно скажу, что слышимость в воздухе такая, что человека спокойно разговаривающего слышно на огромных по сравнению с землей расстояниях. Виталь летел метрах в ста от меня, но мы спокойно обменивались впечатлениями не напрягая голоса («-Вит, всё звез-да-то! -Да, за-че-пысь!», примерно так). Эта тишина просто уничтожает последние воспоминания о земном быте, нет больше ни работы, ни проблем, никого нет. Есть только поглотившая тебя смесь чувств удовлетворения, радости, и спокойствия.

     Постепенно земля приближалась, спуск заканчивался. Кстати, один факт: снижение с высоты 800 метров на парашюте это 7-7,5 минут полета. Но я уверен, что это обман, на самом деле, планируешь не более минуты!

     «Ноги вместе, на землю не смотреть… А, черт, забыл развернуться как надо! Спокойно, времени еще полно. Так, тяну лямку… О, поворачивается, как быстро, здорово. Ну…», затаив дыхание я ждал касания с землей… Толчок в ноги, падение на бок и раздутый парашют тянет тебя метров 10 по полю пока ты лихорадочно тянешь на себя стропы, чтобы убрать парус купола. Остановка. Несколько секунд лежишь, неподвижно обалдевая от такого процесса. Снимаешь шлем не смотря ни на какие застежки, горящими глазами смотришь вокруг и поешь, кричишь, радуешься неземной красоте прыжка и приземления. Ощущения сильнейшие. За 22 года жизни это наиболее возбуждающее событие, всякие горки не идут ни в какое сравнение. Абсолютная эйфория… Невозможно описать, но возможно испытать… Еще раз…

P.S. О силе впечатлений свидетельствует тот факт, что, печатая эти строки все сильнее накатывают чувства легкости и светлости…
О Небо. Оно может только сниться…

P.P.S. Каждому, удачно совершившему прыжок, выдается свидетельство:

Киреев Даниил

 
Я первый раз за всю свою двадцатидвухлетнюю жизнь...прыгал!

      В первую очередь хочу поблагодарить всех тех, без кого всего этого не было, а именно: второй Московский Городской Аэроклуб за организацию, Вита, Даню, Лену за компанию, советского конструктора Антонова за самолет Ан-2 и английскую группу The Toy Dolls за поддержку."

     13 октября был обычным осенним днем, немного ветрено, немного холодно, но сухо. Необходимо заметить, что мне особенно везет с числом 13, не знаю почему, правда я особо на это не рассчитывал. Итак, события в этот день развивались следующим образом: в 10:00 мы почти все (кроме Лены) были на  аэродроме аэроклуба "Кузнечики". Лена не заставила себя долго ждать, и приехала часа в два по полудни (собственнотелефонно вызванивал ее из ванной). Все равно, без нее черта с два кто бы прыгнул (народа было маловато)... Потом быстренько утих ветер, и тут все началось.

     Желающих прыгнуть на тот момент насчитывалось целых восемь человек, и все мы отправились на инструктаж и наземную подготовку. Инструктаж, необходимо заметить, был не особенно подробным. Во! Тут мне Даня SMS прислал, о том, что проявил фотки. Надо бы посмотреть на свои огромные остекленелые глаза. Инструктор пообещал, что они будут больше кольца. Ну да я отвлекся... Вся подготовка заняла где-то около часа, а потом на нас надели парашюты, дополнили нашу компанию ребятами из клуба и после осмотра мы стали загружаться в самолет.

     Я первый раз за всю свою двадцатидвухлетнюю историю летал на самолете. Так что, как мне кажется сейчас, еще в самом начале полета начал входить в состояние аффекта. Первыми прыгнули девчонки, и причем как-то быстро все это произошло, что я даже не успел и глазом моргнуть. 

     После второго захода народу совсем мало осталось. Единственное, что дошло до моего помутненного разума, это то, что меня начинает укачивать. Правда, я помню маленькие домики где-то далеко внизу, инструктора, солнечный свет над облаками и Виталя, который вывалился из самолета в какое-то облако. Иными словами, полет я помню вполне отчетливо.

     Далее в моей биографии какие-то провалы. Размер моей памяти был чуть-чуть больше фотопленки на двадцать четыре кадра. Иными словами, как я выходил из самолета, состояния свободного падения, я не помню, хоть убейте. Помню, как прыгнул паренек до меня и как я подходил к двери. И самое интересное, что делал я это не потому, что хочу прыгнуть, а потому что все прыгают, ну и я туда же:

     Первая картина моего прыжка была следующей: внизу вижу мои ботинки и квадраты лесов, полей, города, линии дорог и что-то там еще. Далее (или перед этим?) я проверил купол, и подумал так вроде: "Ну, это, и где же этот замечательный аэродром?". Видимо я сказал это вслух, так как парень, что прыгнул следом сказал мне: "Не волнуйся." Он болтался метрах в 70 от меня. До сих пор как-то не по себе, когда начинаю вспоминать, даже Word с WinAmp сейчас глючат. А потом я заметил аэродром, расчиковал запасной парашют и начал выруливать к летному полю.

     Полет на мой взгляд, длился секунд 30, хотя инструктор уверял, что падение  с парашютом занимает 6-7 минут. Насладиться прелестями вида с высоты планирую в следующий раз, так как, по всей видимости, было не до того. Бросили нас грамотно, так что никто мимо поля не промазал. Я не развернулся по ветру, не угадал землю, и соответственно грохнулся боком. Вроде бы небольшое сотрясение мозга даже получил. Ну ничего, зато доказал всем, что мозги у меня имеются. Факт существования которых в моей голове в последнее время всячески оспаривался и критиковался. Минуты три я лежал на земле и не мог расстегнуть шлем: Как я понял потом из-за того, что замерзли руки. Об этом меня моя нервная система как-то забыла меня проинформировать. Далее я поднялся и стал собирать парашют. А потом был ГАЗ-66, склад клуба, улица, коньяк, никотин, пиво, еще пиво, и еще пиво и спать.

     На самом деле ощущения после прыжка просто потрясающие. Дня два в себя не мог прийти. Что еще сказать, кое-кто в Подольске был не на шутку потрясен, увидев четверых молодых людей с большими глазами, оживленно общающихся на тему того, как, кто и куда приземлялся, летел, падал и т.д. Адреналин всем просто в голову ударил, передозировка по полной программе.

Best Regards,MNXA