13 октября 2001 года небольшая группа из юношей и девушек испытала
свой разум на крепость совершением парашютного прыжка. Они стали не
парашютистами, но узнавшими небо…
Не хочу писать банальных
вещей, но никуда от этого не деться,
постулат первый: передать словами,
стихами, жестами или другими способами
выражения ощущения от первого прыжка с
парашютом не возможно. Кстати, это
понимаешь только после прыжка, до этого
все кажется достаточно простым.
Пишу эти строки только на
второй день после переживаний. С одной
стороны хорошо, что именно сейчас, а не
сразу это делаю. Описать уровень
адреналина в крови невозможно, хотя бы
потому, что мало кто представляет себе,
что это такое. В основном его повышенное
количество в крови ассоциируется с
агрессивностью, злобой и т.д., но
вспомните, скажем, американские горки.
Во время самого крутого и быстрого-слета-с-вершины-в-моей-жизни
мало кто из нас думает об агрессии или о
страхе, это и есть чистый адреналин.
Вспомните, смогли бы вы тогда написать
письмо или рассказ о том, КАК это было? (Если
чувство беспредельного восторга и
возбуждения от прыжка с парашютом или
американских горок вам не ведомо, то
просто попробуйте. За подобие может
сойти и очень большая скорость при езде
на очень спортивном мотоцикле.)
Вкратце опишу технологию.
Начнем с того, что все новобранцы
проходят инструктаж, это незыблемо. Во
время лекции вы узнаете понятия
воздухоплавания, принципы земного
тяготения и теорию относительности.
Вообще, содержание выступления
инструктора, а это обязательно будет
очень опытный мужчина средних лет,
сильно различается в зависимости от
места совершения прыжка. В любом случае,
пересказывать в лучшем случае 30
минутную речь нет смысла, услышите все
сами. Остановлюсь на практической
теории:
Я, вместе с товарищами
совершал прыжок на парашюте Д-6. Площадь
купола – 83 м.кв. (Купол, так парашютисты
называют парашют, так что если хотите
показаться опытным, то ни в коем случае
не говорите парашют :). Длина строп – 9
метров.
Во время инструктажа я был
несколько смущен необходимостью
открывать парашют вручную дергая за
кольцо. Но потом, немного разобравшись в
его устройстве, все сомнения по поводу
надежности отпали сами собой. Суть:
после выброса из самолета вы должны
дернуть за кольцо, конечно только в том
случае если еще не заказали себе
похоронный обряд по полной программе.
Именно этот момент меня и смутил, «Я,
конечно, понимаю, что дернуть за кольцо
много ума не надо, но мало ли что… Все
таки в первый раз, вдруг сознание
потеряю и т.д.». Оказалось, что в учебных
парашютах предусмотрены все случаи,
даже такие. После выброски у вас есть
только 5 секунд на то, что бы принять (или
не принять) решение о раскрытии, потом с
помощью специального таймера кольцо
выдернется автоматически и парашют
понятное дело раскроется в любом случае.
Однако, как говорят опытные дядьки со
щетиной на лице, всякое бывает…
Именно поэтому в комплект к
каждому прыгающему камекадзе
прилагается запасной парашют или
запаска. Принцип его действия тот же, что
и у основного: дергаете кольцо и
перестаете лететь впереди своих
товарищей. Даже кольцо одинаковой формы.
Говорят, были случаи, когда при выходе из
самолета люди превращались в зомби… Так
вот, если это как вы себя не подбадривали
все же случилось именно с вами и вы
чувствуете, что ваша активность как
парашютиста во время прыжка очень не
многим отличается от движений падающего
мешка картошки, то и об этом
позаботились конструкторы славного
парашюта Д-6. У запаски тоже есть
специальный прибор, открывающий ее на
высоте 300 метров. К слову с высоты 300
метров вы в зависимости от аэродинамики
тела, а еще больше в зависимости от, так
сказать упитанности, будете лететь
всего 5-6 секунд. В принципе, этого вполне
достаточно, что бы основательно…
поседеть :)
Инструктаж
штука полезная, однако, еще более
полезная во время прыжка практика, ей
нам и пришлось заняться. Отработка
приземления, а главное, это чтобы ноги во
время касания земли были вместе и ступни
параллельны, занимает приблизительно 5-10
минут и заключается, как это не банально,
в прыжках с различной высоты, вплоть до 2
метров. Кстати, авторитетные источники
информируют о том, что приземление с
учебным неуправляемым парашютом
равносильно прыжку с высоты 1,4 метра.
Попробовать на себе ранец с
лямками дают всем желающим, прицепиться,
отцепиться проблем ни у кого это не
вызвало. Оптимизма прибавилось.
Обязательная отработка обработки
парашюта, т.е. правильное его
сворачивание, после приземления
отнимает немного времени,
приблизительно столько, сколько займет
весь прыжок, и уж гораздо меньше, чем
свободное падение до земли без него.
…тут прозвучала команда
пойти оплатить инструктаж и все
остальное нам предстоящее, это стоило 400
рублей. Радуясь тому, что совсем скоро
будем прыгать мы пошли на склад для
получения настоящего, моего-супер-парашюта!
Наверное, некоторым будет
довольно интересен вопрос о том, кто же
их все-таки складывал? Правда? Мне
удалось выяснить, что складывать себе
парашют дают всем желающим после 20
прыжка, а готовить его другим только
после 30-го. Если вы думаете, что в таком
случае они могут и схалтурить, то
представьте, как бы вы сами себе его
сложили. Думаю, в таком случае прыгунов
бы было меньше :) …и больше УЖЕ не
прыгунов. А еще можно прикинуть степень
ответственности, которую берет на себя
человек укладывая купол. Это не менее
страшно, чем складывать его себе, а может
быть и намного больше…
Инструктор сказал нам
строиться у самолета и начал
рассаживать по местам строго по весу.
Места в самолете Ан-2 не очень много,
только для того, чтобы не очень удобно
сесть 18-ти человекам. Ничего более
универсального для прыгунов вниз пока
не придумано :) Правда его можно
использовать конечно не только для
этого, ведь у него есть пассажирский
салон (!), кабина и грузовой отсек на 1
тонну вещей, скажем, еще для 10 мешков
картошки помимо экипажа и пассажиров.
Наш боинг был покрашен в серьезный
зеленый цвет с красной звездой на хвосте,
просто гроза теплых немецких ночей 45-го
года.
Усевшись поудобнее в самолет
мы стали ждать. Какого же было надо
удивление, когда он после очень
короткого разбега плавно оторвался от
земли, даже удивиться/испугаться не было
времени. Т.е. это совсем не то, что
взлетает пассажирский Ту-154 и приятно
вдавливает вас в спинку кресла, просто
как будто машина средне разогнавшись,
внезапно с порядочным шумом полетела (но
никто тишины и не ждал).
Часть вторая:
…Руки в петли! Первый, второй,
третий, четвертый! Приготовились!
Помню только, как ушел, именно
ушел, а не выпрыгнул первый товарищ,
затем без перерыва второй. Я шел к
светлому проему борта самолета
совершенно без мыслей. Никакого
последнего момента у меня не было,
просто вывалился в белую и
ошарашивающую высоту… Начало вообще
такое и ожидалось, правда если на земле
мы представляем как будем «парить» в
воздухе эти 3-5 секунды, то все происходит
совершенно иначе. Кувыркаясь и не
отличая где верх, где низ (а на это даже
внимания не обращаешь, знаете, иногда, в
шоке, можно смотреть как бы сквозь
предметы, не заостряясь на них). Я летел
недолго, точенее даже показалось, что
свободного падения не было вообще.
Дергаешь за кольцо и чувствуешь, как
происходит нечто, что-то натягивается и
вытягивается, но ты при этом все еще с
недоумением разглядываешь окружающую
пустоту.
Через некоторое время, когда
я убедился, что уже не падаю, посмотрел
на купол, чтобы проверить все ли в
порядке. Все было ОК, стропы натянуты и
вели вверх к куполу над головой. Есть еще
одно отличие Д6 от Д5, это две специальные
стропы для вращения парашюта в нужном
направлении, их я тоже увидел и
обрадовался как ребенок, честное слово.
Именно с этого момента началась самая
настоящая эйфория, приток непонятный
гормонов и кислот прямиком в мозг от
чего начинаешь чувствовать и понимать
всю вселенную…
«Запаска! За-пас-ка!», это
кричал я, что бы привлечь внимание
других к запаске, ведь ее надо
расчековать, а не то на высоте 300 метров
она сработает автоматически и придется
заплатить штраф за выпущенный запасной
купол. На самом деле, лететь молча было
просто невозможно.
Обязательно скажу, что
слышимость в воздухе такая, что человека
спокойно разговаривающего слышно на
огромных по сравнению с землей
расстояниях. Виталь летел метрах в ста
от меня, но мы спокойно обменивались
впечатлениями не напрягая голоса («-Вит,
всё звез-да-то! -Да, за-че-пысь!», примерно
так). Эта тишина просто уничтожает
последние воспоминания о земном быте,
нет больше ни работы, ни проблем, никого
нет. Есть только поглотившая тебя смесь
чувств удовлетворения, радости, и
спокойствия.
Постепенно земля
приближалась, спуск заканчивался.
Кстати, один факт: снижение с высоты 800
метров на парашюте это 7-7,5 минут полета.
Но я уверен, что это обман, на самом деле,
планируешь не более минуты!
«Ноги вместе, на землю не
смотреть… А, черт, забыл развернуться
как надо! Спокойно, времени еще полно.
Так, тяну лямку… О, поворачивается, как
быстро, здорово. Ну…», затаив дыхание я
ждал касания с землей… Толчок в ноги,
падение на бок и раздутый парашют тянет
тебя метров 10 по полю пока ты
лихорадочно тянешь на себя стропы, чтобы
убрать парус купола. Остановка.
Несколько секунд лежишь, неподвижно
обалдевая от такого процесса. Снимаешь
шлем не смотря ни на какие застежки,
горящими глазами смотришь вокруг и
поешь, кричишь, радуешься неземной
красоте прыжка и приземления. Ощущения
сильнейшие. За 22 года жизни это наиболее
возбуждающее событие, всякие горки не
идут ни в какое сравнение. Абсолютная
эйфория… Невозможно описать, но
возможно испытать… Еще раз…
P.S. О силе впечатлений свидетельствует тот факт, что, печатая эти строки все сильнее накатывают
чувства легкости и светлости… О Небо. Оно может только сниться…
P.P.S. Каждому, удачно
совершившему прыжок, выдается свидетельство:
Киреев Даниил
|