О современной системе ценностей и будущем наших детей

Обсуждение и решение всех вопросов связанных с детишками. Развитие, воспитание, кормление и т.д.
Аватара пользователя
Маша
Просто Маша))
Сообщения: 1731
Зарегистрирован: Пн авг 24, 2009 2:00 pm

О современной системе ценностей и будущем наших детей

Сообщение Маша » Пт июл 26, 2013 3:31 pm

Вычитала очень интересное мнение, коим хочу поделиться.
Автор - Людмила Петрановская, семейный психолог.
"...Очень жаль, но приходится признать, что порой школьная среда создает условия не для реабилитации травмированных детей, а для повторной травматизации. Не потому даже, что кто-то конкретно их обижает. Дело в самой системе ценностей, на которой построена современная школа.
Недавно на встрече с педагогами одного подмосковного наукограда молодая учительница с горечью говорила, что 9-ый класс, в котором она классный руководитель, на субботнике - первый, праздник организовать - тоже они, помочь чем-то в школе - тоже они. Ребята дружные, ответственные, с интересом к жизни. Но всё равно класс считается самым слабым, самым проблемным, хуже других, потому что учатся ребята так себе. Многие из неблагополучных семей, много отставших учеников и просто не очень к учебе способных. Естественно, на уроках им не интересно, сложно, и поведение бывает соответствующее. Вот и считает своим долгом каждый предметник лишний раз подчеркнуть, что другие классы - молодцы, а вы - отстающие. "Отстой", как говорят сами ребята, "класс на букву "г". Они уже и не очень расстраиваются, привыкли. Вроде даже бравируют званием "самого плохого класса в школе". Только любящий и знающий их учитель слышит за бравадой боль и обиду.
Этот случай ярко (поскольку речь идёт о целом классе) показывает одну из базовых проблем нашей школы - перекошенную систему ценностей. Давайте спросим себя: в чем цель обучения детей в школе? Если, "чтобы они хорошо сдали ЕГЭ", тогда, конечно, 9 "г" - хуже всех. Зато 9 "а", где никого не допросишься с доски вытереть ("А почему я?"), где есть те, кого все презирают ("Да он же просто тупой!"), где не могут сделать стенгазету к празднику, не переругавшись в дым, но зато все прилично пишут контрольные - наоборот, замечательный класс. И классный руководитель его - молодец.
А если всё-таки цель школы - подготовить ребят к жизни? Чтобы они выросли и стали нормальными людьми, не обязательно суперуспешными с точки зрения карьеры и денег, а просто хорошими, надежными и, желательно, не одинокими? Не правда ли, картина сразу меняется "с точностью до наоборот"? То есть именно по поводу 9 "а" надо срочно созывать педсовет, их классного руководителя надо срочно посылать на курсы повышения педагогической квалификации, а то и вообще менять. Потому что - катастрофа. Опыт, который день за днем получают ученики этого класса, не только им в жизни не поможет, он закладывает патологические формы поведения, способные изуродовать любые отношения, привести к личному краху. Ведь будущему супругу или коллегам по работе в момент аврала свои результаты ЕГЭ не предъявишь... Согласитель, за ребят из 9 "г" в этом смысле как-то спокойней. И даже с точки зрения стандартных показателей успеха еще не известно, кто будет впереди через 20 лет - тот, кто уже в юности мог толково организовать субботник (талантливые менеджеры - самый острый кадровый дефицит), или тот, кто в это время зарабатывал себе невроз, повторяя как мантру: " Если я не поступлю - это конец".
То же самое справедливо по отношению к отдельным ученикам. Вот что пишет Джон Холт: "На днях кто-то спросил: "Почему мы ходим в школу?". Пит (девочка 10 лет) с необычным для нее жаром ответила: "Чтобы не вырасти глупыми!". Эти дети уравнивают глупость с невежеством. Не это ли они имеют в виду, называя себя глупыми? Может, это одна из причин их стыда, глубокого стыда, когда они что-то не знают?.. Нам нужно прояснить это различие детям... Ученый дурак отнюдь не редкость".
В самом деле, почему мы считаем однозначно успешным ученика, который умеет решать уравнения, но не умеет дружить? И отстающим - того, кто делает 20 ошибок в диктанте, но способен быстро разнять дерущихся (сделать "солнышко" на турнике; разобрать и собрать двигатель автомобиля; управляться с тремя младшими братьями и сестрами целый выходной; делать уколы больной собаке по графику, в том числе и ночью; починить компьютер, который сломала мама; в разговоре по телефону утешить друга, которого бросила девушка). Что мы знаем о наших детях? По какому праву судим и делим их на "успешных" и "неудачников"? Ведь они нам - верят. Перенимают нашу съехавшую набок систему ценностей. И только через много лет могут вдруг подумать: "С чего это я себя считаю хуже других? Вроде неплохой я, все у меня в порядке: семья, друзья, любимая работа". А есть еще те, кто всю жизнь будут доказывать, что они "не хуже", не выбирая средства, но меняя машины, галстуки и прочие "понты". И еще те, кто вдруг, лет в 35, с ужасом обнаружат, что все свои ЕГЭ-то они сдали на "отлично", а вот жизни нет, смысла нет, счастья нет.
Бывает очень противно, когда нахальные подростки, если не говорят вслух, то всем своим видом демонстрируют учителю: "Да что ты сам-то из себя представляешь? В школе работаешь? На автобусе ездишь? Шмотки на рынке покупаешь? Ты за границей хоть раз был? Ничего в жизни не добился, а поучаешь. Лузер!". Можно долго сетовать на то, что наше общество мало ценит труд учителя, но сейчас о другом. Не получаем ли мы при этом отраженный в кривом зеркале свой собственный посыл этим детям (а еще раньше - их родителям, с которыми они нас сравнивают)? Разве не то же самое мы мысленно транслируем им, а то и вслух произносим: "Да что ты из себя представляешь? Тройки еле-еле получаешь? Элементарного не знаешь? Да ты хоть одну книжку в жизни прочитал? В дворники идти собираешься? Ни на что не способен, а воображаешь из себя." Узнаете? А дальше уж пусть каждый сам за себя решает - на зеркало пенять или что-нибудь с выражением своего собственного лица сделать..."

Вернуться в «Наши дети»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя